Образовательный портал «НИКА»

Всероссийские творческие конкурсы

«Человек замечательной судьбы».

краеведческой конференции «Моя малая Родина»
Ф.И.О. автора: 
Чиркова Ольга
ученица 8 класса
ГБоу рмэ "Новоторъяльская школа интернат"
Ф.И.О. руководителя: 
Ибраева Зинаида Михайловна
учитель русского языка и литературы

Работу выполнила: Чиркова Ольга, ученица 8 класса ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа-интернат основного общего образования».
Руководитель: Ибраева Зинаида Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ РМЭ «Новоторъяльская школа- интернат».

Введение
Исследовательская работа на тему: «Человек замечательной судьбы».
Объект исследовательской работы: становление личности и творческая деятельность Бирюковой Татьяны Степановны.
Актуальность: данной работой мы начинаем исследовательскую серию «Жизнь замечательных педагогов», которые работали и работают в нашей школе-интернате, чтобы пополнить ценными материалами фонд школьного музея.
Гипотеза: если жизненный путь человека достоин, то он может и должен служить образцом для подражания молодого поколения.
Проблема: На сегодняшний день существуют работы, посвящённые жизни и творческой деятельности Бирюковой Т.С., но они поверхностно и непоследовательно отражают исследуемую нами проблему. Мы решили глубоко изучить и систематизировать весь материал в одном источнике.
Цель: 1.Изучить жизнь и огромный вклад в развитие образования района педагога, методиста, руководителя отдела образования.
Задачи: 1.Собрать и систематизировать весь материал о Т.С.Бирюковой.
2. Выяснить принципы работы на разных должностях.
3. Определить главные направления её деятельности в Новоторъяльской школе – интернате.
4.Создать презентацию для школьного музея
5. Составить папку «Человек замечательной судьбы».
Методы исследования: встреча и беседа с Бирюковой Т.С., интервью с коллегами, изучение документов семейного архива, материалов периодической печати.

Содержание.
Введение. __________________1 стр.
Основная часть.
Глава 1. Становление педагога._______________2 стр.
Глава 2. Творческая деятельность.____________3-5 стр.
Выводы и заключение._______________________________5 стр.
Список использованной литературы.__________6 стр.
Введение.
Если жить только для себя, то от прожитого
Не останется и следа.
Если же жить для других, то другие сберегут то,
Чему служил, чему отдавал силы.
Эти слова Дмитрий Сергеевич Лихачёв точно отражают жизненное кредо учителя.
Мы много знаем об известных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами живут люди с интересной судьбой, немало сделавшие для общества. Причем им не обязательно совершать громкие дела – им достаточно жить и своей жизнью вносить смысл в бег времени, а своей святостью освещать души людей. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с ее историей, поэтому главной целью работы стала задача - проследить эту связь через судьбу живого свидетеля, сделать все возможное, чтобы то, что он хранит в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.
В посёлке, где я учусь, живёт человек, который заслуживает, чтобы о нём рассказали, брали с него пример. Это женщина, педагог, наставник, ветеран труда Бирюкова Татьяна Степановна.
Жизнь и творчество Бирюковой Татьяны Степановны стали предметом моего исследования.
Работая с документами, беседуя с Татьяной Степановной, я открыла новый, неведомый и богатый мир – мир человека с интересной судьбой. И была удивлена кропотливой работой педагога-руководителя-женщины. Увидела личность учителя, внутренняя красота которой часто бывает скрыта от нас. Среди нас живёт скромный человек, который «сеет доброе, вечное». Я считаю, что о таких людях нам надо знать и помнить.
Глава 1.
В далёком 1947 году 6 июня в посёлке Мордово-Белоключёвском Ульяновской области в простой крестьянской семье родилась дочь, которую назвали Татьяной. Выросла она в большой, но дружной семье: их было шестеро.
Из воспоминаний Татьяны Степановны о своём детстве: «У нас детство было необыкновенно добрым, весёлым и счастливым. Мы были очень самостоятельны, свой досуг организовывали сами, а я была предводителем всех уличных событий.»
До 5 класса она училась в Мордово-Белоключёвской школе, а 8-ой класс закончила в школе-интернате, которая находилась в двадцати пяти километрах от родного села. В школе Таня любила петь, танцевать, была самой активной, задорной, энергичной ученицей. Затем учёбу продолжила в Сенгилеевском педучилище. Она очень тепло отзывается о замечательных педагогах, которые создавали все условия для всестороннего развития будущих педагогов. Татьяна с желанием посещала хор, струнный оркестр, где играла на домбре, театр миниатюр.
Четыре года была председателем профсоюзной организации училища.
В 1966 году Татьяну Чечеватову при распределении направили в Марийскую республику. Их было 30 девушек. Из них четверо оказались в Новоторъяльском районе, в том числе и Татьяна Степановна.
Из воспоминаний собеседницы: «В Новом Торъяле нас встретил заведующий РОНО Сабанцев Иван Павлович, человек очень светлый и честный. Объяснил, что в районе не хватает учителей в средних и старших классах, и предложил мне стать учителем русского языка и литературы в Сухореченской школе. Я наотрез отказалась, так как училась на учителя начальных классов. Тогда Иван Павлович сказал: «Хорошо, направлю Вас туда, где Макар телят не пас – в Захарейковскую начальную школу учителем второго класса»
С огромным радушием принял коллектив школы молодую учительниц, но недолго проработала она с детьми. Её пригласили в райком комсомола и предложили новую должность. Для Татьяны это событие было не только неожиданным, но и, казалось, недопустимым. Три раза её привозили в райком, и три раза она уезжала в свою школу, к своим ученикам. Только на четвёртый раз решилась её судьба.
С 28 сентября 1966 года после утверждения на пленуме райкома комсомола она стала работать зав. отделом пионерии и учащейся молодёжи.
Быстро вошла она в жизнь комсомольской организации, её весёлый нрав был очень приятен молодёжи, Татьяну просто обожали, к ней относились с большой заботой и вниманием. Интересно проходили вечера романсов, новогодние балы, театрализованные представления, проводы русской зимы, спортивные мероприятия, концерты художественной самодеятельности, цикл вечеров под названием «Огоньки», организуемые под её руководством. Об этом периоде жизни она вспоминает с удивительной теплотой:
- Комсомол дал возможность жить юношеству интересно, творчески, открыто. Наш райком комсомола был центром работы с молодёжью, подростками и детьми. По моей инициативе был создан впервые в республике сводный пионерский отряд, организованы комсомольско-молодёжные бригады, Я имела честь работать с прекрасными людьми, о которых всегда помню и благодарю судьбу, что соприкоснулась с ними. Они сыграли самую положительную роль в создании внутреннего стержня во мне. Это Строганов Александр Иванович, Лежнина Тамара Аркадьевна,
В 1969 году поступила учиться на очное отделение Костромского педагогического института. Два года учёбы для Татьяны Степановны были очень значимы. До сих пор она поддерживает дружбу с теми, с кем жила в мире творчества, открытости, в памяти хранит имя ректора, который стал нравственным кумиром на все годы её жизни.
С 1971 года Татьяна Степановна начала работать воспитателем, а чуть позже организатором в Новоторъяльской школе-интернате. Это другая страничка удивительных встреч и событий в жизни замечательного человека.
Работая в школе-интернате, молодой педагог создала свою систему воспитания. Самоуправление было на таком уровне, что все школы-интернаты республики приезжали к нам учиться. Через эту систему прошли многие дети, которым это помогло в дальнейшей жизни. На базе интерната по вопросам воспитательной системы проводили семинары для педагогов. «Я работала с упоением. Мне нравилось, что дети были хозяевами своей собственной жизни,» - рассказывает наша героиня.
1974 год. Бирюкова Татьяна Степановна - директор Дома пионеров. Что же интересного ввела в работу учреждения добрый гений детей?
1. Был создан Совет Дома пионеров, Совет родителей.
2. Клуб вожатых «Красный галстук».
3. Был организован клуб вожатых-производственников из числа парней и девчат, работающих на предприятиях, совхозах и колхозах района.
4. РОВД стал руководить отрядом юных друзей милиции. Они сумели привлечь самых трудных, несгибаемых парнишек. Им была предоставлена форма, разработано Положение
5. Юные пожарники. Им руководил зам.военкома района. Собирал командиров со всех школ, учил военному строю, проводил занятия по Уставу, по стрельбе, готовил к проведению игры «Зарница» и смотра строя и песни.
6. На базе Дома пионеров создан отряд горнистов и барабанщиков. В отряде было 20 горнистов и 20 барабанщиков. Это от их шествия замирали и взрослые, и дети.
7. Выступал свой ансамбль песни и пляски «Солнышко», хор, в котором участвовало более 100 детей.
8. Работали кружки: авиамодельный, фотокружок, туристско-краеведческий, футбол, греко-римская борьба.
В те годы Дом пионеров был центром всего самого интересного. Умелого руководителя Дома пионеров награждают знаком «Победитель социалистического соревнования 1975-ого года»
Август.1977 год. Татьяна Степановна – пионервожатая Новоторъяльской средней школы. Из воспоминания педагога: «Я стала старшей вожатой и начала с того, что написала детям письмо такого содержания: «Мой юный друг! Если у тебя есть желание встретиться со мной, если ты не боишься темноты, если ты хочешь интересно жить, приглашаю тебя и двух верных друзей в 22 часа на тайный костёр на реке Немда. Пароль «Сокол», ответ «Орёл». Принесите с собой два полена дров, 3 картошки. Сохрани всё это втайне! Товарищ Таня!» К костру пришло где-то 50 человек. Наша встреча продолжалась до 4-х часов утра. Разговор шёл о том, как интересно организовать свою жизнь. От ребят поступило множество предложений. А потом пели! Мечтали! Знакомились! Их покорил разговор «В кругу». Началась весёлая, насыщенная делами пионерская жизнь.
Через много лет ко мне пришли мои бывшие пионеры, и одна из них говорит: «Вы, именно Вы, научили меня понимать, что самое высокое и большое счастье, когда ты даришь людям то, что любишь сама. Помните нашу ярмарку добра? Я её никогда не забуду… Ту куклу, которую подарили мне, я берегу до сих пор и храню как «семейный талисман». Вот для этого, наверное, и надо жить, работать и любить своё дело, чтобы потом, многие годы спустя, не тебе, а твоей профессии, твоему делу получить такое признание. Я ни на миг не сожалею о тех счастливых днях, неугомонных вожатских годах. А через 30 лет я услышала однажды: «Вы для меня всю жизнь моя вожатая!»
Она всегда была в окружении мальчишек и девчонок, поднимала их на большие пионерские дела. Ребята любили старшего товарища за неспокойный характер, за горячее сердце. Она считает эти годы самыми творческими в своей жизни.
Свою работу в качестве вожатой Татьяна Степановна всегда планировала совместно с пионерами, проводили сборы совета дружины, торжественные линейки, яркие, эмоциональные. Четыре года насыщенная разными мероприятиями интересная пионерская жизнь прошли незаметно. По её инициативе в школе был создан Зал Боевой Славы, который впоследствии был ликвидирован. В нём проводились уроки истории, классные часы, встречи с ветеранами. Много социально значимых традиции было рождено на территории района именно пионерской дружиной имени Александра Матросова: игра «Зарница», 19 мая в День пионерии парад по главной улице Торъяла, пионерский костёр. На базе школы был разработан единый комплексный план работы с детьми во внеурочное время. В пионерской дружине действовали многочисленные клубы: «Юные друзья милиции», «Юные друзья пожарников», «Кожаный мяч», «Лидер», «Золотая шайба», Клуб выходного дня.
1 августа 1985 года опытного педагога назначают методистом отдела образования по воспитательной работе. Под её руководством разработано много программ, положений для школ района, создавались различные педагогические клубы, творческие объединения: например, «Молодой педагог», Интеллект», «Эврика», «Новая школа» впервые провели конкурс «Учитель года». Каждая школа была экспериментальной площадкой, внедряла в практику школ определённые проекты. Например, «Эстетическое воспитание детей в марийской национальной школе» (Большелумарская школа), «Воспитание патриота-гражданина на примере военного и трудового подвига односельчан» (Немдинская школа). В эти годы она близко соприкоснулась с наукой, целых четыре года была членом ВНИК при академии педагогических наук. На базе нашего района были организованы академией педнаук научно- практические конференции «Семья в системе общественного воспитания».
Цель всей воспитательной работы: превратить семью в главную силу нравственного воспитания детей, создать коллектив единомышленников: дети- родители-педагоги.
Определены главные направления деятельности:
1.Индивидуальная работа с семьями.
2. Организация досуга семьи и детей.
3. Связь жителей деревни со школой.
4. Забота о чистоте и красоте деревни.
5. Организация праздников, лекции для жителей деревни.
За новаторский подход в разработке проблемы социального воспитания на селе Татьяне Степановне выдан диплом.
К сожалению, данный уникальный опыт забыт. Не потому, что он не соответствует сегодняшним приоритетам школы, а просто она требует самоотдачи и творчества каждого члена педагогического коллектива.
Наступил 1988 год – год кризиса, когда учителя месяцами не получали зарплату, выходили на митинги, работали в холодных классах. В такое трудное время Татьяну Степановну назначают заведующей РОО.
Тогда президентом республики был Кислицын Вячеслав Александрович.
Из воспоминания заведующей РОНО: «Вячеслав Александрович во многом помогал мне как руководителю отдела образования в выделении квартиры педагогам, в погашении долгов по зарплате, в ремонте школ.»
Несмотря на нищенское положение, учителя не бросали своих учеников, учили отлично, выпускали в жизнь замечательных ребят.
Назову наиболее интересные инновации в школах за время работы Бирюковой Т.С. в отделе образования:
• Создаются классы здоровья.
• Предпрофильные и профильные классы.
• Переход на блочно – модульную систему обучения.
• Переход на дифференциацию в обучении детей.
• Вводится в практику мониторинг образовательного процесса и управления.
• Переход на аттестацию выпускников в условиях выбора предметов для сдачи экзаменов.
• Ввели в практику Дни куратора.
• Стали проводить мониторинг «Диагностика работы школ» и т.д.
За многолетний добросовестный труд, за огромный вклад в развитие образования района Татьяна Степановна неоднократно награждалась Почётной грамотой правительства Республики Марий Эл, имеет значок «Отличник народного образования», присвоено звание «Учитель-методист».
В 2018 году она выпустила автобиографический очерк «Моя жизнь», в предисловии к книге пишет: «Спасибо всем за мои радости и печали, за все невзгоды и добро. Вы учили меня любить людей.»
«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни,» - считал Паскаль.
Поэтому лучше всего характеризуют Татьяну Степановну люди, с которыми она работала и живёт рядом:
-Отзывчивая, добрая, внимательная, заботливая, справедливая, жизнерадостная, умная.
- Добросовестная, в трудную минуту придёт на помощь не только детям, но и взрослым, пользуется авторитетом, обладает удивительной способностью войти в доверие к людям.
-Щедрая, понимает современных детей, с ней интересно.

Жизненная позиция Татьяны Степановны Бирюковой может служить
примером для подражания. У Аристотеля есть слова: «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро». Этим и насыщена жизнь героини нашей исследовательской работы.
Сейчас замечательный педагог находится на заслуженном отдыхе, но она не может сидеть просто так, это не стиль её жизни. «Работа среди людей – лучший способ наслаждаться жизнью,»- говорит, улыбаясь, Татьяна Степановна. Тесно сотрудничает с нашей «районкой», пишет очерки и рассказы о земляках-тружениках, о заслуженных педагогах, об участниках войны. Она избрана председателем районного совета ветеранов войны и труда.
В настоящее время встречается с детьми в школах, проводит конференции с ветеранами войны и труда. Неоценимую помощь оказывает в организации культурно-массовых мероприятий работникам музея, библиотеки, ДК культуры.
Для Татьяны Степановны главное – семья. Со своим супругом Львом Александровичем, заядлым рыбаком, прекрасным грибником, живут в мире и согласии 48 лет. Она – любящая жена, заботливая мать и добрая бабушка. С мужем воспитали двоих сыновей, у них трое внуков.
В свободное время любит заниматься цветоводством, выращивать овощи на грядке, читать интересные книги.
Чем больше я узнавала о Татьяне Степановне, тем яснее осознавала: исчерпать эту тему невозможно. Смело можно сказать, что она является тем человеком, с которого нужно брать пример. Судьба её многогранна и достойна уважения.
Вывод
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• весь собранный нами материал был систематизирован и изложен в определённой последовательности;
• результат нашего исследования будет полезен и интересен учащимся и педагогам нашей школы.
Заключение
Исследования в этом направлении будут продолжены. Мною составлен список педагогов, о судьбах которых следует рассказать
Результаты работы имеют практическую значимость:
● Создана презентация "Человек замечательной судьбы».
● Составлена папка, материал которой можно использовать для проведения классного часа.
• Выпущена брошюра «Судьбы, ставшие историей»
Библиографический список.
1.Т.С.Бирюкова. «Возрождение традиции народной». М., 1991г. АПН. 2.Бирюкова Т.С. «Из опыта работы совета отдела образования Новоторъяльского района». Й-Ола, 1989г.
3. «Сельская школа в системе социального воспитания» М.,1990г.
4.Газета «Сельская новь» № 1,2,10,30 – 2009, №29-2008, №10-2010.
5. «Сборник воспоминаний». 2009г.
6. Автобиографический очерк «Моя жизнь», 2018г.

pay_paper_sertificat: 
Отправлен бумажный документ: 
status_order: 
Ваш Заказ № 62799 успешно оплачен
date_payment_order: 
2019-08-30T16:34:08.365Z
idtransaction_kassa: 
24fb6302-000f-5000-9000-1338877d1a59
idOrder: 
62799
Бумажное Благодарственное письмо: 
Поделись с друзьями: