Образовательный портал «НИКА»

Всероссийские творческие конкурсы

Мой Край,моя Родина

краеведческой конференции «Моя малая Родина»
Ф.И.О. автора: 
Вокуева Лариса Елисеевна
воспитатель
МБДОУ "ДСОВ № 20" г.Усинска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Автор работы: Вокуева Лариса Елисеевна

Тема работы: «Мой край, моя Родина»
Направление: «Культурологическое»

г. Усинск, 2018 г.

Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………………………………...3
2. Описание работы над темой «Культура родного края»……………………………………………………………………………………………….4
3. Заключение………………………………………………………………………………………..7
4. Список литературы……………………………………………………………………………….9
5. Приложение ………………………….....(находится в отдельном файле в виде презентации)

1. Введение
Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Д.С.Лихачев

Приобщение детей к истокам народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам народа.
Актуальность проблемы отмечено, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, крае, стране, особенностях национального языка, традиций. Идея воспитания детей в духе патриотизма к родному краю и одновременно взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальным и востребованной.
2.Описание опыта работы над темой «Культура родного края»
Целью работы над темой «Культура родного края» является: воспитание интереса и любви к родному краю через знакомство с языком, историей, старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством коми народа.
Для достижения доставленной цели я реализовала следующие задачи:
 приобщить дошкольников к истокам коми культуры через совместные познания ими культурных ценностей своего народа и своей страны;
 формировать чувство любви к малой родине, уважение к истории и традициям своего народа;
 развивать нравственные качества личности дошкольника.
Я более 5 лет веду кружок «Светелка».
В работе с детьми я использую различные формы: тематические беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, конкурс рисунков, праздник – путешествие, музыкальная гостиная, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, ухвата, сарафана); некоторые занятия построены в форме инсценировок – это посиделки в мини-музее «Светелка», где дети становятся участниками событий.
Во время занятий старалась активизировать мыслительную деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас). Так же задаю вопросы, если вы попали в прошлое: что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Дети анализировали, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях.
В своей группе оформила краеведческий уголок, где изучаются и демонстрируются предметы коми быта. Здесь я могу индивидуально поработать с детьми по данной теме.
Занятия с детьми провожу в уютном и оснащенном мини – музее детского сада, в которой собраны предметы старины и быта.
Этот музей представляет собой модель коми избы. В углу коми керки висит икона, убранная расшитым полотенцем.
Здесь большой стол с длинными деревянными скамейками, на столе – самовар, прялка, люлька, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки, изделия из бересты.
Здесь же имеется костюмы коми народа.
В нашей Коми Республике живет многонациональный народ, поэтому имеется и куклы одетые в разные национальные костюмы: татарский, русский, коми, белорусский, украинский и др. Имеется и музыкальные инструменты: сигудек, шур – шар, сюмод буксан.
В мини – музее дети могут свободно общаться с музейными объектами, вступать в диалог времён, культур, событий.
Организуя с детьми народные праздники, мы даем возможность детям познакомиться с традицией и историей праздника.
Совместно с музыкальным руководителем я провожу развлечения, коми посиделки к Декаде коренных народов, где разучиваются коми песни, учатся водить коми хоровод. Ежегодно участвуем муниципальном фестивале «Мы живем в Республике Коми».
Мои воспитанники посещают кружки «Гажа мойдьяс», «Теремок» и «Петрушка». На этих кружках дети закрепляют коми народными сказки , разучивают песни и стихи на коми языке, знакомятся с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями разных народов, крестьянским трудом через театрализацию, инсценировку.
Знакомство с коми прикладным искусством всегда заканчивается– продуктивной творческой деятельностью, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету.
Дети очень любят украшать коми орнаментом посуду, сарафан, варежки, шапочку. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.
Я вместе с воспитанниками старших и подготовительных групп – нередкие гости в детской библиотеке. Сотрудники библиотеки этого учреждения устраивают для детей выставки, викторины, путешествия.
Провожу экскурсии в музей «Вортас», расположенный в нашем микрорайоне. Здесь дети много узнают о природе родного края, знакомятся с растительным и животным миром коми края, с бытом и жизнью оленеводов, узнают о тяжелом труде нефтяников, с историей создания и развития предприятий района.
Знакомлю детей с интересными людьми нашего края.
Родители (законные представители) очень трепетно относятся к успехам своих детей. Они вместе с детьми принимают участие в Республиканских конкурсах «Книга семейных историй», проектах, в каждой группе родители вместе с детьми ко Дню Матери оформляют фотоальбомы «Моя семья».
Активно участвуют родители (законные представители) в создании развивающей среды: создании мини – музея, изготовлении для детей элементов коми костюмов, оформлении фольклорных праздников атрибутами коми быта.

Предварительные результаты проделанной работы:
1.Дети знают название Республики и города, в котором живут, понимают смысл символики. Имеют представление о многонациональном составе Республики Коми.
2. Дети знают особенности русского и коми национального костюма, различают элементы национального узора.
3. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
4. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
5. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию народной педагогики. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
6. Дети осмысленно и активно участвуют в русских и, коми народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
2. Заключение
Наблюдая на протяжении многих лет занимаясь с детьми в кружке «Светелка» я заметила, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать представление о родном крае, его природно-климатических условиях, труде, быте, традициях народа. Эти знания и умения приобретенные на моем кружке подготовят богатую почву для развития чувств ребенка и послужат источником нравственного развития ребенка.
И если мы, коренное население, не будем забывать свои корни, а станем изучать, обогащать и передавать все эти богатства своим детям, то нам удастся сохранить и не потерять то малое, что мы имеем. Радуга прекрасна своим разноцветьем, если хоть один оттенок убрать, радуга будет беднее; то же самое и с культурой малых народов. Если даже одну культуру одного народа потерять, мир станет беднее.

4. Список литературы
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.-2-е изд., перераб. И доп.- СПб: Детство-Пресс, 206.-304с., ил.1990 г.
2. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем I часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар
3. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем II часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
4. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем III часть: Методические рекомендации в трёх частях/Л.Д. Вавилова. О.И. Рочева; Коми республиканский институт усовершенствования учителей.- Сыктывкар 1990г.
5. Парма:Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми/под общ.ред. С.С.Белых, С.Н.Штекляйн, Н.Б.Потолицыной; Коми респ. ин-т развития образования и переподготовки кадров.-Сыктывкар,2001.
6. Родник:Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми/Е.И.Пантелеева; Коми респ.ин-т развития и переподготовки кадров.-Сыктывкар,1998г.
7. Традиционная культура Коми: Этнография детства .Материалы фольклорно- этнографических экспедиций 1995-1998 годов / А.В Панюков, Г.С. Савельева; Государственный центр народного творчества Министерства культуры Республики Коми .-Сыктывкар 1999г.
8. Тихонова М.В.,Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 208 с.

Поделись с друзьями: